Сенсорной интеграцией (СИ) называют процесс получения человеческой нервной системой сигналов от всех органов чувств (к таковым относятся глаза, уши, осязание, обоняние, а также вестибулярный аппарат и проприоцепция, т. е. «ощущение тела»). Сигналы от рецепторов обрабатываются и интерпретируются для использования в определенных видов действия.
Если говорить проще, то СИ – это реакция организма на определенные раздражители, которая используется для совершения адекватных ситуации действий. Например, увидев быстро приближающийся предмет, человек пригибается или закрывается руками, и т. д.
В нормальной ситуации, у здорового человека СИ срабатывает автоматически. Благодаря этому мозг и тело совершают соответствующие особенностям окружения действия. Это способствует правильному сенсомоторному развитию. Однако иногда, из-за проблем с нервной системой, сигналы начинают обрабатываться неправильно. Например, слишком медленно.
Результатом нарушений СИ являются двигательные проблемы, замедление развития, отсутствие важнейших навыков. Проблема может возникнуть даже у ребенка. В таком случае нужно обязательно обратиться к специалисту.
Как помогает терапия сенсорной интеграции?
Цель терапии СИ – нормализация получения и обработки сигналов (тактильных, вестибулярных, сенсорных, проприоцептивных), которые обеспечат правильную работу нервной системы и поспособствуют нормальному развитию систем организма.
Принцип работы терапии прост: стимулы способствуют формированию и улучшению работы OUN(синаптических соединений), в результате чего нормализуется реакция на раздражители. Лечение является максимально естественным.
Сенсорная интеграция «запускается» еще на этапе развития зародыша, внутри организма матери. Она протекает и после рождения, становясь наиболее интенсивной в конце дошкольного возраста. По мере развития меняются и принципы действия человека в определенных ситуациях.
Метод СИ был разработан А. Жан Айрес, сотрудником Южно-калифорнийского университета (Лос-Анджелес). С течением времени система распространилась на Западную, а затем и Восточную Европу. В наших краях она применяется примерно с 1993 года, во многом благодаря усилиям Вайолет Маас – одно из первых коллег доктора А. Жан.
Как понять, что есть проблемы в сенсорной интеграции?
Обратите внимание на следующие признаки.
- Чрезмерное повышение или снижение к определенным раздражителям. Ребенок может слишком бурно реагировать на движения, прикосновения, и т. д., либо наоборот, не показывать никакой реакции при контакте.
- Избегание прикосновения к определенным фактурам (проявляется нежеланием прикасаться к песку, каше, и т. д.)
- Нежелание лепить из пластилина или рисовать пальцами.
- Постоянный неправильный захват писчих принадлежностей.
- Неумение нормально пользоваться вилками, ложками, ножницами.
- Слишком высокая чувствительность к громким звукам и яркому свету.
- Проблемы с овладением чтением и письмом.
- Невнимательность, неумение запоминать рекомендации.
- Постоянные неудачи при попытках научиться ездить на велосипеде.
- Нежелание кататься на качелях и иных снарядах, связанных с вращающимися и качающимися движениями, или наоборот, чрезмерное желание взаимодействовать с ними.
- Трудности при переписывании информации со школьной доски.
- Проблемы с письмом, пропускание букв или целых слогов.
- Затруднения при определении, где «право», а где «лево»
- Нежелание близко контактировать с другими людьми.
Это наиболее распространенные признаки. Могут быть и другие симптомы – например, проблемы с мышечным тонусом, координацией, ловкостью, концентрацией. Даже задержки в развитии речи и затруднения обучения могут быть вызваны именно неполадками сенсорной интеграции.
Кому поможет терапия?
Прежде всего она предназначена для внесения корректив в поведение детей с затруднениями в обучении. Терапия поможет справиться с дисграфией, дислексией и аналогичными проблемами, научит лучше концентрировать внимание.
Рекомендуется прибегать к помощи специалиста, если ребенок страдает СДВГ, аутизмом, задержкой психомоторного развития, ДЦП, умственной отсталостью. Положительные результаты наблюдаются и при использовании метода в отношении пациентов с синдромом Дауна, Вильямса, Клайнфельтера, и т. д.
Как осуществляются занятия
Терапия включает комплекс действий, целью которых является преодоление ряда нарушений СИ. Одним из важнейших этапов является постановка диагноза. Чтобы определить негативные симптомы, следует провести ряд тестов.
В большинстве случаев для коррекции проблем используются определенные виды двигательной активности, которые способствуют проявлению чувств. Программы индивидуальны, при подготовке учитываются возраст и уровень развития пациента.
В процессе применяются упражнения для тактильной, вестибулярной и проприоцептивной стимуляции. Наращивается постепенно, так что со временем ребенок научится действовать во все более сложных ситуациях.
В большинстве случаев ребенок воспринимает терапию, как приятную игру. На самом деле это тяжелая работа, благодаря которой удается добиться успеха в сложной ситуации. Значение имеет и мотивация. Используются разнообразные тренажеры и инвентарь.