Сенсорная Интеграция

Сенсорная интеграция (сенсорная интеграционная терапия) — процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела, и т.п.

Целью терапии сенсорной интеграции (СИ) является усиление, балансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции:

  • Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша;
  • сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица;
  • Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности;
  • Расстройства мышечного тонуса;
  • Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики);
  • Двигательная неуклюжесть;
  • Трудности в концентрации, импульсивность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Отказ от социальных контактов;
  • Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении;
  • Слабая организация поведения, отсутствие планирования.

Сенсорные секвенции (комплекс упражнений) создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого ребенка. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия:

  • тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);
  • зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов);
  • обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности);
  • вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности);
  • вкусовое (презентация вкусовых раздражителей);
  • проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).

Упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы упражнений на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание.

Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.

Благодаря специальной терапии можно отметить положительную динамику:

  • в крупной и мелкой моторике;
  • в проявлении внимания и концентрации;
  • в зрительных и слуховых способностях;
  • в поведенческих реакциях и социализации;
  • в повышении самооценки;
  • в общем функционировании организма.

ВАЖНО! Обнаружить проблемы в сенсорной интеграции можно очень рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, стал ходить, потянулся и взял игрушку и т.п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов, а не только о задержке физического развития в результате нарушения мышечного тонуса. Если процесс сенсорной интеграции нарушен, то ребенку будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, также могут появиться проблемы в социализации — во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Задержка речи также может свидетельствовать о нарушении сенсорной интеграции.