Гиперчувствительность к звукам – самая частая проблема аутизма. Как ее решить надежно и без вреда для ребенка, который раздражается даже от самых незначительных звуков, родители хотят узнать давно. Повышенная чувствительность к шуму негативно влияет на сенсорную интеграцию, угнетает умения слушать. Все это – база, на которой строятся навыки коммуникации.
Как себя ведет ребенок с аутизмом
Многие дети, у которых есть аутизм:
- в целях защиты от внешних звуков закрывают руками уши;
- чрезмерно активны, тем самым возмещают сложности слухового внимания и восприятия. Поведение как у обычных гиперактивных детей;
- демонстрируют гнев под влиянием постоянных внешних звуков;
- чтобы успокоиться начинают повторять одинаковые слова, словосочетания и предложения.
Все эти моменты можно скорректировать при помощи метода Томатис. Каким образом этот метод работает на уменьшение уровня чувствительности, узнаем позже. А пока нужно разобраться, отчего ребенок с аутизмом тяжело переносит звуки.
Откуда у детей с РАС особая чувствительность к звукам?
Все дело в способе слушания. Для того чтобы слышать, человек использует не только уши, но также кости и кожу, которые являются неплохими проводниками звуков. Ребенок с аутизмом нередко слушает при помощи тела, т.н. костно-проводящим способом, в основе которого лежит фильтрация фонового шума и выделение необходимого. Выборочный отсев сенсорной информации не работает, поэтому на детей с РАС регулярно давят звуки.
Как работает Томатис
Перед методикой Томатис-терапии стоит цель распределить пути поступления звуков наиболее рационально. Ушам отводится роль главных ворот для звуковой информации. Костно-проводящему пути – роль второго плана. Такая расстановка сил не вызывает вопросов, ведь звуки в конечном счете будут обрабатываться верно.
Томатис-терапия использует аудиотренировки, во время которых надеваются особые наушники. В эти наушники встроен вибратор костной проводимости. Когда ребенок слушает запись, то звук поступает и в наушники, и к вибратору. Звук проходит через кости быстрее, чем по воздуху примерно в десять раз. Сразу он достигает тела и только потом – ушей. Повторение выполняет очень важную функцию: оно помогает мозгу воспринимать звуки и правильно их обрабатывать. Наш самый малоизученный орган учится слушать и брать ту информацию, в которой он нуждается. Всего несколько тренировок – и ребенок с аутизмом начнет слушать ушами.
Преимущества использования методики Томатис
Метод Томатис хорош тем, что не только восстанавливает умение слушать, но и снижает уровень чувствительности к звукам.
Как результат:
- дети с РАС начинают легче переносить внешний шум;
- происходит выравнивание слухового внимания, а это положительно влияет на речевое понимание и взаимоотношения детей с социумом и пространством;
- заметно реже случаются реакции гнева и повторения в поведении;
- ребенок готов к зрительному контакту;
- появляется необходимость следовать инструкциям;
- наблюдается инициативность в установлении контактов.