Метафорические ассоциативные карты

На сегодняшний день одной из серьезнейших проблем, с которой приходится сталкиваться педагогам-психологам, работающим со взрослыми и с детьми различного школьного возраста, является их девиантное поведение. В научных кругах выделяют деструктивные и конструктивные девиации.

MAK3 min - Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Конструктивные девиации направлены на преодоление устаревших норм. Деструктивные девиации приводят к нарушению принятой в обществе системе ценностей и норм. Чаще всего девиация выступает как результат нежелания и неспособности клиента адаптироваться к требованиям общества. Практически всегда девиантное поведение сопровождается целым спектром эмоциональных нарушений:

  • раздражительность и вспыльчивость
  • повышенная тревожность
  • агрессивность, конфликтность и др.

Эффективным и незаменимым инструментом, в работе педагога-психолога с девиантными клиентами являются метафорические ассоциативные карты (МАК). Уникальность и универсальность МАК обусловлена тем, что в их основе заложена метафора, которая непосредственно воздействует на бессознательную сферу человека.

Метафорические ассоциативные карты или МАК – это инструмент, состоящий из набора картинок похожих на игральные карты. Но данный инструмент не используется в развлекательных целях, а являетя профессиональной методикой, используемой специалистами для выявления и решения различного рода психоневрологических проблем. Данный метод основан на утверждении, что человек является лишь отражением нашего мира – у нас в голове содержится только та его небольшая частичка, которую мы постигаем и воспринимаем. Глядя на карты каждый воспринимает их по своему, что позволяет увидеть внутренний мир человека, заглянуть к нему в подсознание и отыскать действительную причину расстройства и работать непосредственно с ней. Бывают различные наборы картинок, отличающиеся друг от друга тематикой: бытовые предметы, звери, люди и их взаимодействия между собой, пейзажи, разного рода жизненные ситуации, абстрактные картины. Образы, представленные на картах, – отражение ценностей, страхов, желаний, внутреннего опыта человека. В работе с МАК важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а ассоциация или реакция, которая возникла у человека.

Таким образом, метафорические ассоциативные карты представляют собой набор картинок, которые содержат только изображение или изображение с фразой либо со словом. При этом стоит отметить, что у карт нет закрепленных смысловых значений. Каждый клиент, работающий с картами, сам формирует смысл того изображения, которое он видит на картинке.

Извлекая карту, каждый человек начинает реагировать на картинку, изображенную на ней, погружаться в воспоминания, актуализировать различные уровни сознания. Создавая рассказ по картинке, он углубляется в свой внутренний мир, раскрывая его содержание.

Как правило колода метафорических карт состоит из двух наборов: один со словами, а другой с изображениями. Введение метафорических карт в процесс работы с девиантным подростком подразумевает размышление над метафорой, скрытой в иллюстрации либо в изображении со словом или словосочетанием. Встреча с метафорой интересна детям, она помогает им самовыражаться и призывает активно работать над собой.

Работа с метафорическими ассоциативными картами не носит травмирующего характера для клиента. Вся работа с МАК ориентирована на вероятностные события, и мера ответственности и принятия определяется самим клиентом.

MAK min - Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Одно из основных преимуществ данной терапии состоит в том, что практически любой человек независимо от своего социального статуса, своего происхождения, возраста, культурного и жизненного опыта может участвовать в работе с МАК. Для этого не требуется каких-либо специальных талантов, а именно, независимо от профессиональной деятельности и пола – практически каждый человек, абсолютно любой возрастной группы, может использовать данный инструмент под руководством психолога для диагностики или дальнейшей проработки значимой ситуации.

Использование карт для работы вызывает у людей положительные эмоции и переживания. В процессе работы с колодами МАК клиенты в процессе выстраивания положительной временной перспективы, формируют активную жизненную позицию, преодолевают безынициативность, апатичность и даже справляются с факторами прокрастинации.

MAK4 min - Метафорические ассоциативные карты (МАК)

У данной методики огромный ресурс использования с большим спектром задач.

Среди основных задач можно выделить:

  • выявление актуального состояния клиента, определение проблемного поля, значимой ситуации для работы
  • коррекция отношений (детско-родительских, супружеских, межличностных)
  • реабилитационная работа
  • терапия отношений
  • коррекция конфликтных отношений
  • диагностика и коррекция эмоциональной сферы (работа с фобиями, стрессами, депрессиями, страхами)

МАК – это методика, успешно применяемая педагогоми-психологоми в работе с девиациями детей разных возрастов и взрослых. МАК могут использоваться в рамках проективной диагностики, коррекционной и консультативной практики, могут быть включены в содержание индивидуальной и групповой формы работы.

В настоящее время выделяют огромное количество техник работы с использованием метафорических ассоциативных карт, при этом педагог-психолог, имеющий опыт их применения на практике, может придумывать собственные варианты. Включение МАК в работу с детьми позволяет педагогу-психологу создать комфортную обстановку, а также предложить эффективные упражнения для исследования проблемы клиента, даже такой, которая связана с травматичными событиями, т.к. карты позволяют выявить причины девиантного поведения, которые чаще всего неосознаваемые ими и находящиеся в сфере бессознательного.

Применение МАК в области арт-терапевтических процедур дает возможность достигать устойчивого терапевтического эффекта в результате проработки внутриличностных неосознаваемых конфликтов, которые в дальнейшем способствуют выстраиванию индивидуальных путей выхода из сложных жизненных обстоятельств.